Вилла Адриана

Вилла Адриана в Тибуре, современном Тиволи, была построена отошедшим от дел императором во втором веке нашей эры. Это время зенита римской архитектуры – именно при Адриане возвели Пантеон. Чтобы обойти виллу, потребуется целый день, если не больше: масштабный комплекс зданий, помимо жилых дворцов, включал амфитеатры, храмы, библиотеки, площади, гимназии, обсерватории и ипподром. Они были названы в честь разных частей Римской империи и богато украшены произведениями искусства. Например, Адриан повелел соорудить реплику Канопа – египетского канала в Александрии, места паломничества просвещенных египтян эллинистической эпохи. В конце этого бассейна стоял храм Антиноя-Сераписа со статуей молодого бога, а на берегах было устроено множество комнат. Ночами, когда Каноп оживал для сладострастных праздников императора-пенсионера, ставни открывались, и в окнах показывались танцовщицы и куртизанки.

Сложно представить себе эти празднества сегодня, когда над Канопом весь день царит образцовый покой благородной старины, увенчанный шапками пиний. Как пишет в своих «Образах Италии» П.П.Муратов, «чередование разнообразной и великолепной растительности с причуливыми обломками стен, с прорванными сводами, сквозь которые синеет небо, с опрокинутыми колоннами, со ступенями из драгоценного мрамора и мозаичными полами, искривленными пробивающейся среди них травою, придает редкую прелесть вилле Адриана». Недаром ее руины, еще не раскопанные археологами, а заросшие и оттого еще более драматичные, в свое время так любил рисовать Пиранези.

Грандиозное впечатление от виллы Адриана усиливают разбросанные там и здесь среди ее руин рощи олив, возраст многих из которых приближается к тясячелетию, кипарисы, пинии, лавры и каменные дубы. Все эти дары аппенинской природы, впоследствии будут старательно культивироваться в садах и парках к северу от Альп: интродукция южной (средиземноморской, итальянской) флоры в северных (в том числе и русских) садах, желание воссоздать южный приморский Эдем – важнейший элемент европейской садово-парковой традиции.

Для истории садов вилла Адриана ценна прежде всего тем, что в ней в полной мере воплотился идеал античной виллы с садом. Лучше всего он сформулирован в письмах Плиния-младшего: это прибежище философов и мудрецов, созданное не напоказ, а для услады и комфорта, наслаждения природой и радостями. В вилле Адриана заложены все основные приемы садово-паркового искусства, к которым европейская мысль будет возвращаться снова и снова на протяжении веков. Это необходимость гармоничного сочетания архитектуры сада и дома, видов и перспектив, солнечного света и тени, публичного и частного пространств. А главное – сад, понятый не как огород или хозяйственный двор, а как важнейшее из искусств, проекция освященной музами жизни в мир упорядоченной природы, разделенной на «зеленые комнаты» высокими тенистыми деревьям, бассейнами или стриженым изгородями.

Император удалился сюда, передав бразды правления Марку Аврелию. «Оставь, мой друг – когда, как не сейчас! – низкие и противные житейские хлопоты другим; и предайся, наконец, в покое и уюте своей милой виллы наукам,» – писал Плиний-младший. Вдали от суеты города природа стала его спутником и собеседником: именно эту концепцию сада как места дружеских диспутов и уединенного размышления, дома философа, продолжением которого служит сад, способствующий раскрытию творческого начала – возьмет на вооружение Ренессанс.

Сады Боболи Версаль Сан-Суси Павловск Царское село

Проекты GardenAcademia