Сады Боболи

Сады Боболи разбиты на холмах, прилегающих к флорентийскому дворцу Питти, по просьбе жены могущественного Козимо Медичи, Элеоноры Толедской, купившей в середине XVI века это имение у семьи Питти. В разные годы над ними трудились несколько великих умов, но основные контуры заложил в 1549 году флорентиец Никколо Триболо, уже делавший для Медичи сад их загородной виллы Кастелло. Медичи, сыгравшие важную роль во всем итальянском Ренессансе, приложили руку и к возрождению античной садовой традиции. И не только потому что происходили из аптекарей и укрепляли свое могущество в городе, где цветам было посвящено все – и название, и главный собор, и герб. Античная аристократическая вилла, как ее понимал Плиний-младший, царство просвещенного досуга, где дом находится в гармонии с садом, и оба гармонично соединены с окружающим ландшафтом, климатом, движениями солнца, ветра и воды – стала при Медичи вновь желанным, а главное, вполне достижимым идеалом жизни среди тосканских холмов.

Это было и совсем новое, и хорошо забытое старое слово о саде. Нельзя сказать, что в Средние века не делали садов: однако закрытый со всех сторон от непосвященных небольшой монастырский садик с розовым кустом и фонтаном (такие до сих пор можно найти в любом старом европейском городе), обозначая, по христианской традиции, потерянный рай, делал это чисто символически, призывая к молитве и духовному очищению. По мнению Средневековья, постижение рая было делом веры, а не знания. Ренессанс вернулся к античной натурфилософии, и для него божественный порядок оказывался вновь постижим с помощью цветов, запахов, видов – всего, из чего и складывается сад. Если гармония «заключенного» садика средневекового монастыря призвана направлять дух к Богу, то сад Ренессанса скорее свидетельствует о величии создателя всего сущего – а где его постигать, как не прогуливаясь в саду своей виллы на вершине одного из тосканских холмов?

Как пишет Д.С.Лихачев, «в садах Ренессанса воплотилась преобразованная природа с преобразованным в ней и освобожденным человеком». Отсюда – нарочитая архитектурность садов Ренессанса, где «зеленые кабинеты» сада как бы продолжают структуру дворца за его стенами, а аллеи должны не открывать виды, как в дальнейшем будет в Версале, а скорее служить переходами из одной садовой «комнаты» в другую. Отсюда и насыщенность ренессансных садов аллегориями, призванными подчеркнуть образованность хозяев и их нечуждость главному настроению эпохи – возрождению античной учености, и любовь к устройству террас с видом на окружающие холмы, и подчеркнутая при этом отделенность сада от города, дольнего мира: ничто не должно мешать просвещенному покою новых патрициев.

Все это воплощено и в садах Боболи – тут есть и знаменитый вид на купол Бруннелески из бельведера, и удивительная гармония природного пейзажа и рукотворных аллей, и амфитеатр, где Медичи устраивали различные празднества. Самый очаровательный уголок Боболи – фонтан Океана работы Джамболоньи (1550). Он устроен на островке, сделанном по образу и подобию Морского театра виллы Адриана, со статуями Нептуна, Персея и Андромеды, появляющимися из воды. К островку от амфитеатра ведет обсаженная кипарисами аллея: она появилась в садах Боболи уже век cпустя, впрочем, это чуть ли не единственная новация за четыре с лишним столетия. Неудивительно, что уже в конце XVIII века английский писатель Уильям Бекфорд сообщал из садов Боболи: «это место столь живо вызвало во мне впечатление древней римской виллы, что, погруженный в череду реминисценций вызванных этой идеей, я каждую секунду ожидал приглашения к триклинию Лукулла, и лишь поздней ночью, так и не дождавшись его, вернулся домой, очарованный прогулкой, которая увлекла меня далеко во времена благословенной античности».

Вилла Адриана Версаль Сан-Суси Павловск Царское село

Проекты GardenAcademia